РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Шинкбалакадинская ООШ» Утверждаю: Директор МКОУ «Шинкбалакадинская ООШ» Приказ № 6-Д от 3 Работам программа начального общего образования по предмету «Музыка» д л я 1-4-х к л а с с о в за 2023/2024 учебный год с. Шинкбалакада 2023 г. МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН МО "АКУШИНСКИЙ РАЙОН" МКОУ "Шинкбалакадинская ООШ м РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета школы Алиев Ильяс Магомедович Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Алиев Ильяс Магомедович б-Д от «31» августа 2023 г. Редактировать РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3613386) учебного предмета «Музыка» для обучающихся 1-4 классов с. Шинкбалакада 2023-2024 Пояснительная записка Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося - как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование - пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка. Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству - от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. Основная цель программы по музыке - воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: формирование в жизни и в искусстве; эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования; формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты; изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета модулями (тематическими линиями): структурно представлено восемью инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»; модуль № 3 «Музыка в жизни человека» вариативные: модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5 «Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра и кино»; модуль № 7 «Современная музыкальная культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота» Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки -135 часов: в 1 классе - 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю). При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МУЗЫКЕ НА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) в области гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. 2) в области духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. 3) в области эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 4) в области научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, самостоятельность в познании. активность, инициативность, любознательность и 5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного возможностей музыкотерапии. и физического утомления с использованием 6) в области трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 7) в области экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы); находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать текстовую, соответствии с учебной задачей; видео-, графическую, звуковую, информацию в анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий: 1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. 2) вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать выступления. иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту 3) совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, совместного восприятия, исполнения музыки; эмоциональной эмпатии в ситуациях переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального коллективов - народных и академических; исполнения, типы солистов и создавать ритмический при исполнении народной песни; на аккомпанемент ударных инструментах исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» научится: обучающийся различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том композиторов-классиков; числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие. К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится: различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. К концу научится: изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы - двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА ° Музыка (в 2 частях), 2 класс/ Алеев В.В., Кичак Т.Н., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка (в 2 частях), 3 класс/ Алеев В.В., Кичак Т.Н., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка (в 2 частях), 4 класс/ Алеев В.В., Общество с ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Музыка, 1 класс/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Музыка. 1-4класс В.В Алеев, Т.Н. Кичак - Просвещение, 2011. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-flf4-5b76-f453552f31d9bl64 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 5. Российская Электронная Школа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 [[Край, в котором ты живёшь: «Наш край» (То березка, то рябина..., муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А.Пришельца); «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьёвой)]] К Всего КонР 1 1.2 [[Русский фольклор: русские народные песни «Во кузнице», «Веселые гуси», «Скок, скок, молодой дроздок», «Земелюшка-чернозем», «У кота-воркота», «Солдатушки, бравы ребятушки»; заклички]] 1 1.3 [[Русские народные музыкальные инструменты: русские народные песни «Ходит зайка по саду», «Как у наших у ворот», песня Т.А. Потапенко «Скворушка прощается»; В.Я.Шаинский «Дважды два - четыре»]] 1.4 [[Сказки, мифы и легенды: С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и Волк»; Н. Римский-Корсаков «Садко»]] 1 1.5 [[Фольклор народов России: татарская народная песня «Энисэ», якутская народная песня «Олененок»]] 1 1.6 [[Народные праздники: «Рождественское чудо» колядка; «Прощай, прощай Масленица» русская народная песня]] Добавить строку 1 Итого по разделу 6 Раздел 2. Классическая музыка 2.1 [[Композиторы - детям: Д.Кабалевский песня о школе; П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Мама», «Песня жаворонка» из Детского альбома; Г. Дмитриев Вальс, В. Ребиков «Медведь»]] 2.2 [[Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л.ван Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии]] 1 1 1 2.3 [[Музыкальные инструменты. Флейта: И.С.Бах «Шутка», В.Моцарт Аллегретто из оперы волшебная флейта, тема Птички из сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк»; «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси]] 1 2.4 [[Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»]] 2.5 [[Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки]] 2.6 [[Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «Полька» из Детского альбома]] 1 2.7 [[Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен Марш «Афинские развалины», И.Брамс «Колыбельная»]] Добавить строку Итого по разделу 1 1 1 7 № Наименование разделов и тем программы п/п Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 [[Музыкальные пейзажи: С.С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро», «Вечер» из Детской музыки; утренний пейзаж П.И.Чайковского, Э.Грига, Д.Б.Кабалевского; музыка вечера - «Вечерняя сказка» А.И. Хачатуряна; «Колыбельная медведицы» сл. Яковлева, муз. Е.П.Крылатова; «Вечерняя музыка» В. Гаврилина; «Летний вечер тих и ясен...» на сл. Фета]] 3.2 [[Музыкальные портреты: песня «Болтунья» сл. А. Барто, муз. С. Прокофьева; П.И. Чайковский «Баба Яга» из Детского альбома; JI. Моцарт «Менуэт»]] 3.3 [[Танцы, игры и веселье: А. Спадавеккиа «Добрый жук», песня из к/ф «Золушка», И. Дунаевский Полька; И.С. Бах «Волынка»]] 3.4 [[Какой же праздник без музыки? О. Бихлер марш «Триумф победителей»; В. Соловьев-Седой Марш нахимовцев; песни, посвященные Дню Победы]] Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 [[Певец своего народа: А. Хачатурян Андантино, «Подражание народному»]] 1.2 [[Музыка стран ближнего зарубежья: Белорусские народные песни «Савка и Гришка», «Бульба», Г. Гусейнли, сл. Т. Муталлибова «Мои цыплята»; Лезгинка, танец народов Кавказа; Лезгинка из балета А.Хачатуряна «Гаянэ»]] 1.3 [[Музыка стран дальнего зарубежья: «Гусята» - немецкая народная песня, «Аннушка» - чешская народная песня, М. Теодоракис народный танец «Сиртаки», «Чудесная лютня»: этническая музыка]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 [[Звучание храма: П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «В церкви» из Детского альбома]] 2.2 [[Религиозные праздники:Рождественский псалом «Эта ночь святая», Рождественская песня «Тихая ночь»]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 [[Музыкальная сказка на сцене, на экране: оперы-сказки «Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят»; песни из мультфильма «Бременские музыканты»]] 3.2 [[Театр оперы и балета: П. Чайковский балет «Щелкунчик». Танцы из второго действия: Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), Трепак (русский танец), Танец пастушков; И. Стравинский - «Поганый пляс Кощеева царства» и «Финал» из балета «Жар-Птица»]] 3.3 [[Балет. Хореография - искусство танца: П. Чайковский. Финал 1-го действия из балета «Спящая красавица»]] К Всего КонР 1 bi зн 1 bi зн 1 bi зн bi зн 1 4 1 2 2 в] зн bi зн bi зн 5 1 1 bi зн bi зн 2 1 1 1 bi зн bi зн bi зн № Наименование разделов и тем программы К Всего КонР 3.4 [[Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: мужской и женский хоры из Интродукции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 [[Современные обработки классики:В. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке, Ф. Шуберт «Аве Мария»; Поль Мориа «Фигаро» в современной обработке]] 4.2 [[Электронные музыкальные инструменты: И. Томита электронная обработка пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»; А.Рыбников «Гроза» и «Свет Звезд» из к/ф «Через тернии к звездам»; А. Островский «Спят усталые игрушки»]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 [[Весь мир звучит: Н.А. Римский-Корсаков «Похвала пустыне» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»]] 5.2 [[Песня: П.И. Чайковский «Осенняя песнь»; Д.Б. Кабалевский, стихи В. Викторова «Песня о школе», А.Д. Филиппенко, стихи Т.И. Волгиной «Веселый музыкант»]] 1 bi зн 4 2 в) зн 1 в] зн 3 1 1 Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел Добавить модуль 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 bi зн bj зн 2 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п//п Кол Всего Контр< раб' ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 [[Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Во поле береза стояла», «Уж как по мосту, мосточку»; В.Я.Шаинский «Вместе весело шагать»]] 1 вве; знач 1.2 [[Русский фольклор: русские народные песни «Из-под дуба, из-под вяза»]] 1 1.3 [[Русские народные музыкальные инструменты: Русские народные песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои сени»]] 1 введ знач введ знач 1.4 [[Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле», А.С. Аренский «Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром»; Н.Добронравов М. Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя выдумал, звездная страна...)]] 1.5 [[Народные праздники: песни-колядки «Пришла коляда», «В ночном саду»]] 1 введ знач 1 1.6 [[Фольклор народов России: народная песня коми «Провожание»; татарская народная песня «Туган як»]] 1.7 [[Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из симфонии № 4]] 1 вве; знач введ знач вве; знач 1 Добавить строку Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка 2.1 [[Русские композиторы-классики: П.И.Чайковский «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из Детского альбома]] 2.2 [[Европейские композиторы-классики: Л. ван Бетховен «Сурок»; Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть]] 2.3 [[Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н. Паганини каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета «Сильвия»; А. Вивальди Концерт для виолончели с оркестром соль-минор, 2 часть]] 2.4 [[Вокальная музыка: М.И. Глинка «Жаворонок»; "Школьный вальс" Исаака Дунаевского]] 2.5 [[Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»]] 2.6 [[Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония № 4, Финал; С.С. Прокофьев. Классическая симфония (№ 1) Первая часть]] 2.7 [[Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж, ты сад» в исполнении Л. Руслановой; Л. ван Бетховен Патетическая соната (1 -я часть) для фортепиано в исполнении С.Т. Рихтера]] 2.8 [[Инструментальная музыка: Р. Шуман «Грезы»; С.С. Прокофьев «Сказки старой бабушки»]] Добавить строку 7 1 1 введ знач введ знач 1 вве; знач 1 введ знач введ знач введ знач введ знач 1 1 1 1 вве; знач № п/п Наименование разделов и тем программы КоличестЕ Кол Всего Контре раб- Итого по разделу 8 Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 [[Главный музыкальный символ: Гимн России]] 1 3.2 [[Красота и вдохновение: «Рассвет-чародей» музыка В.Я.Шаинского сл. М.С.Пляцковского; П.И. Чайковский «Мелодия» для скрипки и фортепиано, А.П. Бородин «Ноктюрн из струнного квартета № 2»]] 1 введ знач введ знач Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 [[Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»; А.П. Бородин музыкальная картина «В Средней Азии»; Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»]] вве; знач Добавить строку Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 [[Инструментальная музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная прелюдия фаминор для органа, Токката и фуга ре минор для органа]] 2.2 [[Искусство Русской православной церкви: молитва «Богородице Дево Радуйся» хора братии Оптиной Пустыни; С.В. Рахманинов «Богородице Дево Радуйся» из «Всенощного бдения»]] 2 1 1 2.3 [[Религиозные праздники: колядки «Добрый тебе вечер», «Небо и земля», Рождественские песни]] введ знач введ знач вве; знач Добавить строку Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 [[Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет «Хрустальный башмачок» (балет С.С.Прокофьева «Золушка»); аильм-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой, муз. А.Рыбникова]] 3.2 [[Театр оперы и балета: отъезд Золушки на бал, Полночь из балета С.С. Прокофьева «Золушка»]] 3.3 [[Балет. Хореография - искусство танца: вальс, сцена примерки туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева «Золушка»]] 3.4 [[Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: Песня Вани, Ария Сусанина и хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля»]] 3 2 введ знач 1 введ знач вве; знач введ знач 1 2 3.5 [[Сюжет музыкального спектакля: сцена у Посада из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»]] 1 3.6 [[Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из оперетты 1 вве; знач введ № п/п Наименование разделов и тем программы КоличестЕ Кол Всего Контре раб' «Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки»]] знач Добавить строку Итого по разделу 8 Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 [[Современные обработки классической музыки: Ф. Шопен Прелюдия миминор, Чардаш В. Монти в современной обработке]] 1 вв ej. знач 1 вве,> знач введ знач 4.2 [[Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл «Как прекрасен мир!», Д. Херман «Hello Dolly» в исполнении JI. Армстронга]] 4.3 [[Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси» в исполнении Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская «Мама» в исполнении группы «Рирада»]] 4.4 [[Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев темы из кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э. Сигмейстер. Ковбойская песня для детского ансамбля электронных и элементарных инструментов]] Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел Добавить модуль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 вве; знач 34 3 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 [[Край, в котором ты живёшь: русская народная песня «Степь, да степь кругом»; «Рондо на русские темы»; Е.П.Крылатов «Крылатые качели»]] КоличестЕ Всего Контрольные работы 1 введите значение 1.2 [[Русский фольклор: «Среди долины ровныя», «Пойду ль я, выйду ль я»; кант «Радуйся, Роско земле»; марш «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»]] 1 введите значение 1.3 [[Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии]] 1.4 [[Жанры музыкального фольклора: русские народные песни «Ах ты, степь», «Я на горку шла»]] 1.5 [[Фольклор народов России: «Апипа», татарская народная песня; «Сказочка», марийская народная песня]] 1.6 [[Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: А.Эшпай «Песни горных и луговых мари»]] 1 введите значение 1 введите значение введите значение введите значение Добавить строку Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка 2.1 [[Композитор - исполнитель - слушатель: концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (фрагменты), песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова]] 1 1 6 1 введите значение 2.2 [[Композиторы - детям: Ю.М.Чичков «Детство — это я и ты»; А.П. Бородин, А.К. Лядов, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков «Парафразы»; пьеса «Детского альбома», П.И. Чайковский «Игра в лошадки»]] 2.3 [[Музыкальные инструменты. Фортепиано: «Гном», «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского; «Школьные годы» муз. Д. Кабалевского, сл.Е.Долматовского]] 1 введите значение 1 введите значение 2.4 [[Вокальная музыка: «Детская» — вокальный цикл М.П. Мусоргского; С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»]] 1 введите значение 2.5 [[Инструментальная музыка: «Тюильрийский сад», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского]] 2.6 [[Русские композиторы-классики: М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила»: П.И. Чайковский «Спящая красавица»; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь» (фрагменты)]] 2.7 [[Европейские композиторы-классики: В. Моцарт. Симфония № 40 (2 и 3 части); К.В. Глюк опера «Орфей и Эвридика»; Эдвард Григ музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Л. ван Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Сурок»; канон В.А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру»]] 2.8 [[Мастерство исполнителя: песня Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», песни гусляра Садко в опере-былине «Садко» Н.А. 1 введите значение введите значение 1 1 введите значение 1 введите значение № п/п Наименование разделов и тем программы КоличестЕ Римского-Корсакова] ] Добавить строку Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 [[Музыкальные пейзажи: «Утро» Э. Грига, Вечерняя песня М.П. Мусоргского, «Запевки» Г. Свиридова симфоническая музыкальная картина С.С. Прокофьева «Шествие солнца». «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»]] 3.2 [[Музыка на войне, музыка о войне: песни Великой Отечественной войны - песни Великой Победы]] 3.3 [[Танцы, игры и веселье: Муз. Ю.Чичкова, сл.Ю.Энтина «Песенка про жирафа»; М.И.Глинка «Вальс-фантазия, «Камаринская» для симфонического оркестра. Мелодии масленичного гулянья из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Контрданс сельский танец пьеса Л.ван Бетховена]] КоличестЕ Всего Контрольные работы введите значение введите значение введите значение Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 [[Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов: «Мама» русского композитора В. Гаврилина и итальянского — Ч.Биксио; С.В. Рахманинов «Не пой, красавица при мне» и Ж.Бизе Фарандола из 2-й сюиты «Арлезианка»]] 1.2 [[Образы других культур в музыке русских композиторов: М. Мусоргский Танец персидок из оперы «Хованщина». А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»]] 1.3 [[Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов: П. Сарасате «Москвичка». И.Штраус «Русский марш»]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 [[Религиозные праздники: вербное воскресенье: «Вербочки» русского поэта А. Блока. Выучи и спой песни А. Гречанинова и Р. Глиэра]] 2.2 [[Троица: летние народные обрядовые песни, детские песни о березках («Березонька кудрявая» и др.)]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино 3.1 [[Патриотическая и народная тема в театре и кино: Симфония № 3 «Героическая» Людвига ван Бетховена, опера «Война и мир»; музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение № п/п Наименование разделов и тем программы КоличестЕ Количеств Всего Контрольны* работы 3.2 [[Сюжет музыкального спектакля: мюзиклы «Семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова, «Звуки музыки» Р. Роджерса]] введите значение введите значение 3.3 [[Кто создаёт музыкальный спектакль: В. Моцарт опера «Волшебная флейта» (фрагменты)]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 [[Исполнители современной музыки: SHAMAN исполняет песню «Конь», музыка И. Матвиенко, стихи А. Шаганова; пьесы В. Малярова из сюиты «В монастыре» «У иконы Богородицы», «Величит душа моя Господа» в рамках фестиваля современной музыки]] введите значение 4.2 [[Особенности джаза: «Колыбельная» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»]] введите значение введите значение 4.3 [[Электронные музыкальные инструменты: Э.Артемьев «Поход» из к/ф «Сибириада», «Слушая Баха» из к/ф «Солярис»]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 [[Интонация: К. Сен-Санс пьесы из сюиты «Карнавал животных»: «Королевский марш льва», «Аквариум», «Лебедь» и др.]] 5.2 [[Ритм: И. Штраус-отец Радецки-марш, И. Штраус-сын Полькапиццикато, вальс «На прекрасном голубом Дунае» (фрагменты)]] введите значение введите значение Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел Добавить модуль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России 1.1 [[Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Выходили красны девицы», «Вдоль да по речке», «Солдатушки, бравы ребятушки»; Е.П.Крылатов, Ю.С.Энтин «Лесной олень»]] КоличестЕ D Всего Контрольньк работы 1 введите значение 1.2 [[Первые артисты, народный театр: И.Ф. Стравинский балет «Петрушка»; русская народная песня «Скоморошья-плясовая», фрагменты из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина; фрагменты из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова]] 1.3 [[Русские народные музыкальные инструменты: П.И.Чайковский пьесы «Камаринская» «Мужик на гармонике играет»; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова]] 1.4 [[Жанры музыкального фольклора: русская народная песня «Выходили красны девицы»; «Вариации на Камаринскую»]] 1 введите значение 1 введите значение 1 1.5 [[Фольклор народов России: Якутские народные мелодии «Призыв весны», «Якутский танец»]] 1 введите значение введите значение 1.6 [[Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: С.В. Рахманинов 1-я часть Концерта №3 для фортепиано с оркестром; П.И. Чайковский песни «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, по мосточку» из оперы «Евгений Онегин»; Г.В. Свиридов Кантата «Курские песни»; С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»]] Добавить строку 2 Итого по разделу 7 Раздел 2. Классическая музыка 2.1 [[Композиторы - детям: П.И. Чайковский «Сладкая греза», из Детского альбома, Д.Д. Шостакович Вальс-шутка; песни из фильма-мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания»]] 2.2 [[Оркестр: И. Гайдн Анданте из симфонии № 94; Л. ван Бетховен Маршевая тема из финала Пятой симфонии]] 2.3 [[Вокальная музыка: С.С. Прокофьев, стихи А. Барто «Болтунья»; М.И. Глинка, стихи Н. Кукольника «Попутная песня»]] 2.4 [[Инструментальная музыка: П.И. Чайковский «Мама», «Игра в лошадки» из Детского альбома, С.С. Прокофьев «Раскаяние» из Детской музыки]] 2.5 [[Программная музыка: Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада» (фрагменты)]] 2.6 [[Симфоническая музыка: М.И. Глинка. «Арагонская хота», П. Чайковский Скерцо из 4-й симфонии]] 2.7 [[Русские композиторы-классики: П.И. Чайковский «Танец феи Драже», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»]] 2.8 [[Европейские композиторы-классики: Ж. Бизе «Арлезианка» (1 сюита: Прелюдия, Менуэт, Перезвон, 2 сюита: Фарандола - фрагменты)]] 2.9 [[Мастерство исполнителя: Скерцо из «Богатырской» симфонии введите значение 1 введите значение 1 введите значение введите значение введите значение 1 1 1 1 1 1 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите № п/п Наименование разделов и тем программы КоличестЕ А.П.Бородина]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека 3.1 [[Искусство времени: Н. Паганини «Вечное движение», И. Штраус «Вечное движение», М. Глинка «Попутная песня», Э. Артемьев «Полет» из к/ф «Родня»; Е.П.Крылатов и Ю.С.Энтин «Прекрасное далеко»]] Добавить строку КоличестЕ Всего Контрольны! работы значение 1 введите значение Итого по разделу Добавить раздел ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира 1.1 [[Музыка стран ближнего зарубежья: песни и плясовые наигрыши народных музыкантов-сказителей (акыны, ашуги, бакши и др.); К. Караев Колыбельная и танец из балета «Тропою грома». И. Лученок, М. Ясень «Майский вальс». А.Пахмутова, Н.Добронравов «Беловежская пуща» в исполнении ВИА «Песняры»]] введите значение 1.2 [[Музыка стран дальнего зарубежья: норвежская народная песня «Волшебный смычок»; А.Дворжак Славянский танец № 2 ми-минор, Юмореска. Б.Сметана Симфоническая поэма «Влтава»]] введите значение Добавить строку Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка 2.1 [[Религиозные праздники: пасхальная песня «Не шум шумит», фрагмент финала «Светлый праздник» из сюиты-фантазии С.В. Рахманинова]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино введите значение 3.1 [[Музыкальная сказка на сцене, на экране: «Морозко» - музыкальный фильм-сказка музыка Н. Будашкина; С. Никитин «Это очень интересно», «Пони», «Сказка по лесу идет», «Резиновый ёжик»; Г.В. Свиридов сюита «Музыкальные иллюстрации»]] 3.2 [[Театр оперы и балета: Сцена народных гуляний из второго действия оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»]] введите значение 3.3 [[Балет: А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (фрагменты); Р. Щедрин Балет «Конек-горбунок», фрагменты: «Девичий хоровод», «Русская кадриль», «Золотые рыбки», «Ночь» и др.]] 3.4 [[Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: оперы «Садко», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова]] 3.5 [[Патриотическая и народная тема в театре и кино: П.И. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год»; Ария Кутузова из оперы введите значение введите значение введите значение введите значение № п/п Наименование разделов и тем программы КоличестЕ Всего Контрольны; работы С.С.Прокофьева «Война и мир»; попурри на темы песен военных лет]] Добавить строку Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура 4.1 [[Современные обработки классической музыки: В.А. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Летняя гроза» в современной обработке; Ф. Шуберт «Аве Мария» в современной обработке; Поль Мориа «Фигаро»]] введите значение 4.2 [[Джаз: Дж. Гершвин «Летнее время», Д.Эллингтон «Караван». Г.Миллер «Серенада лунного света», «Чаттануга Чу-Чу»]] введите значение Добавить строку Итого по разделу Раздел 5. Музыкальная грамота 5.1 [[Интонация: С.В.Рахманинов. «Сирень»; Р.Щедрин. Концерт для оркестра «Озорные частушки»]] введите значение 5.2 [[Музыкальный язык: Я. Сибелиус «Грустный вальс»; К. Орф «О, Фортуна!» (№ 1) из кантаты «Кармина Бурана»; Л. Андерсон «Пьеса для пишущей машинки с оркестром»]] введите значение Добавить строку Итого по разделу Добавить раздел Добавить модуль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» 34