РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ» Утверждаю: Директор МКОУ «Шинкбалакакдинская ООШ» Приказ № 6-Д РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности начального общего образования по курсу «В МИРЕ КНИГ» для 3 класса за 2023/2024 учебный год с. Ш и н к б а л а к а д а 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576); основной образовательной программы начального общего образования , утвержденной приказом №269 от 27.08.2019 г. Согласно учебному плану на 2023-2024 учебный год, в 3 классе на прохождение курса внеурочной деятельности «В мире книг» отводится 34 ч (34 уч. недели , 1 ч в неделю). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Цели внеурочной деятельности: Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Общая характеристика внеурочной деятельности. «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Место внеурочной деятельности в учебном плане. С 1 по 4 класс занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2-4 классах по 34 занятия. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности. Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы . В результате освоении программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. • Осознавать значимость чтения для личного развития; • Формировать потребность в систематическом чтении; • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением; • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; о Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); в Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; • Универсальные учебные действия: • — находить книгу в открытом библиотечном фонде; • ® • • • в • • о — выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; — сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; — формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях; — характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему; — сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; — слушать и читать книгу, понимать прочитанное; — пользоваться аппаратом книги; — овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); — систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке, соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома. П л а н и р у е м ы е результаты изучения по п р о г р а м м е внеурочной деятельности «В мире книг» В результате освоенияпрограммы кружка ученик научится: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; —уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. — находить книгу в открытом библиотечном фонде; — выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; — сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; — формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; — характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; — сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; — слушать и читать книгу, понимать прочитанное; — пользоваться аппаратом книги; — овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); — систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. — будет знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал; — ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде); — пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; — заполнять каталожную карточку; — систематизировать книги по авторской принадлежности; — составлять список прочитанных книг; — выделять особенности учебной книги; — работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; — аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв); — классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру. Ученикполучит возможность научиться; — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Содержание т е м учебного курса. 3 класс(34 часа) История книги. Библиотеки (4 ч) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы,легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Книги о родной природе (3 ч) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Животные — герои детской литературы (4 ч) Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). Дети — герои книг (3 ч) Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунскийи др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Книги зарубежных писателей (2 ч) Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. СетонТомпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Книги о детях войны (3 ч) Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Газеты и журналы для детей (3 ч) Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). «Книги, книги, книги...» (2 ч) Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». Учебно-тематический план № Название т е м ы п/п 1 2 3 4 История книги. Библиотеки По дорогам сказок. Сказки народные и литературные Книги-сборники. Басни и баснописцы Книги о родной природе Книги Л.Н. Толстого для детей Животные — герои детской литературы Дети — герои книг Книги зарубежных писателей Книги о детях войны Газеты и журналы для детей «Книги, книги, книги...» Итого 5 6 7 8 9 10 11 Кол-во часов 4ч 4ч 3 ч 3 ч Зч 4ч Зч 2ч 3 ч Зч 2ч 34 ч В мире книг (34 часа 1 час в неделю) № 1. 2. 3. 4. 5. Тема занятия Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Кол-во часов 1 1 1 1 1 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочьсемилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская» А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». Чтение любимых сказок. Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книгасборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». 1 По страницам книги В. Железникова «Жизнь и п р и к л ю ч е н и я 1 чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. СетонТомпсон, Дж. Чиарди). Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. 34. углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). Сбор информации о Л.Н.Толстом, Х.Л.Андерсене .Библиографические справочники Библиотечная мозаика. Что узнали о книгах? 1 1 1