Программа ВД - Занимательная математика 4 кл. за 2023-2024 уч. год

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
«АКУШИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ»

Утверждаю:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности начального общего образования
по курсу «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для 4 класса за 2023/2024 учебный год

с. Шинкбалакада
2023 г.

Рабочая программа по внеурочной
деятельности Занимательная
математика" (4 кшсс)
Описание места курса «Занимательная математика» в учебном
плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю - 34 часа.
I.

Планируемые результаты освоения курса
«Занимательная математика»
Предметные результаты :
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений
окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в
единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих
проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения
явлений действительности: пространство и время, количество и качество,
причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в
области естественно-научных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране,
выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании
участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика»
формируются
следующие
универсальные
учебные
действия,
соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные У УД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные У УД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
II. Содержание курса «Занимательная математика»
Математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское
лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число»,
«Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки
с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и
комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до
100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной
работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений
для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии для обоснования своего
суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и
задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор
верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение
букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор
наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
—анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте,
выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи,
использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные
действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
—анализировать предложенные варианты решения задачи,
выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно,
неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
—конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение
линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»
(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и
его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на
равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля
(по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
конструкторы
«Танграм»,
«Спички»,
«Полимино»,
«Кубики»,
«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др.,
указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (треугольников, спичек) в исходной
конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в
соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным
условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном
условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образ.
Ш.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
1

Тема
Интеллектуальная разминка

2

«Числовой» конструктор

3

Геометрия вокруг нас

4

Волшебные переливания

5-6 В царстве смекалки

7

«Шаг в будущее»

8-9 «Спичечный» конструктор

10

Числовые головоломки

11- Интеллектуальная разминка
12

Содержание занятий
Решение олимпиадных задач междун
конкурса «Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трё:
чисел с помощью комплектов ка]
числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4 , . . . , 9 (10); :
30, 40, . . . , 90; 3) 100, 200, 300, 400,..
Конструирование
многоугольник
одинаковых треугольников.
Задачи на переливание.
Решение
нестандартных
зада
«отношения»). Сбор информации V
математической газеты (работа в груг
Игры: «Крестики-нолики на бес
доске», «Морской бой» и др., коне
«Монтажник», «Строитель», «По
«Паркеты и мозаики» и др. из элек
учебного пособия «Математика и кон
рование».
Построение конструкции по з;
образцу. Перекладывание нескольких
соответствии
с
условием.,
выполненной работы.
Решение и составление ребусов, сод
числа. Заполнение числового кр
(судоку).
Работа
в
«центрах»
деят<
конструкторы, электронные матема
игры (работа на компьютере), матема
головоломки,

занимательные задачи.
13

Математические фокусы

14

Математические игры

15

Секреты чисел

16

Математическая копилка

17

Математическое путешествие

18

Выбери маршрут

19

Числовые головоломки

20- В царстве смекалки
21
22

Мир занимательных задач

Порядок выполнения действий в 1
выражениях (без скобок, со С1
Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками
так, чтобы в ответе получилось 1, 2,
15.
Построение
математических
«Сложение в пределах 1000», «Выч
пределах 1000», «Умножение», «/
Игры:
«Волшебная палочка»,
лодочник», «Чья сумма больше?», «Г<
с зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число,
читается одинаково слева направо
налево. Числовые головоломки: зага
24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Составление сборника числового м
взятого из жизни (газеты, детские я
для составления задач.
Вычисления в группах: первый у1
числа вычитает 140; второй — пр
180, третий —- вычитает 160, а четв
прибавляет 150. Решения и ответь
раундам записываются. Взаимный ко]
1-й раунд: 640 - 1 4 0 = 500 500
680 680 - 160 = 520 520 + 150=670
Единица длины километр. Составлен
путешествия: на определённом транс
выбранному маршруту, например
кольцо» России, города-герои и др.
Решение и составление ребусов, сод
числа. Заполнение числового кр
(судоку).
Сбор информации и выпуск матема
газеты (работа в группах).
Задачи со многими возможными ре!
Задачи
с
недостающими
данн
избыточным составом условия. Зг
доказательство: найти цифровое
букв в условной записи: СМЕХ +
ГРЕМИ и др.

23

Геометрический калейдоскоп

24

Интеллектуальная разминка

25

Разверни листок

26- От секунды до столетия
27

28

Числовые головоломки

29

Конкурс смекалки

Конструирование
многоугольник
заданных элементов. Конструиров
деталей танграма: без разбиения изо(
на части; заданного в уменьшенном м
Работа
в
«центрах»
деятс
конструкторы, электронные матема
игры (работа на компьютере), матема
головоломки,
занимательные задачи.
Задачи
и
задания
на
пространственных представлений.
Время и его единицы: час, минута,
сутки, неделя, год, век. Одна секунда
класса. Цена одной минуты. Что пр
за одну минуту в городе (стране, ми]
информации. Что успевает сделать )
одну минуту, один час, за день, з
Составление различных задач, V
данные о возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов, сод
числа. Заполнение числового кр
(какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки,
смекалки.

Старинные русские меры длины I
пядь, аршин, вершок, верста, пуд, ф;
Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русс]
длины»
Алгоритм умножения (деления) трёх
31 Математические фокусы
числа
на
однозначное
число,
«спрятанных» цифр в записи решенш
сборника
заним
32- Энциклопедия
математических Составление
заданий. Использование разных ис
33 развлечений
информации
(детские
познав
журналы, книги и др.).
34 Математический лабиринт
Итоговое
занятие
—
с
интеллектуальный марафон. Подгс
международному конкурсу «Кенгуру)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

30

Это было в старину

№

Тема

Содержание занятий

1
2
3

4
5
6
7
8
9
1011
12

13

14

Решение олимпиадных задач международного коь
«Кенгуру».
Как велик миллион? Что такое гугол?
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не
достающими данными, с избыточным составом ус]
Задачи на доказательство: найти цифровое значение б
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
и
задания
на
развитие
пространств»
Кто что увидит? Задачи
представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Римские г\ифры
Решение и составление ребусов, содержащих 1
Числовые
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
головоломки
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хв
Секреты задач
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
В
царстве Сбор информации и выпуск математической газеты (ра(
группах)
смекалки
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Математический
марафон
Построение
конструкции
по
заданному
об
«Спичечный»
Перекладывание нескольких спичек в соответств
конструктор
условиями. Проверка выполненной работы.
Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путеше«
на определённом транспорте по выбранному мари
Определяем расстояния между городами и сёлами.
Интеллектуальная Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электр»
математические
игры
(работа
на
компьк
разминка
математические головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как ал
Математические
фокусы
несколько последовательных чисел натурального
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Интеллектуальная
разминка
Числа-великаны
Мир
занимательных
задач

15- Занимательное
17 моделирование

18
19

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар.
Набор «Геометрические тела». Моделирование из пров(
Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, п
шестиугольная,
призма
треугольная,
куб,
1
четырёхугольная
пирамида,
октаэдр,
параллеле1
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугс
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Составление сборника числового материала, взятого из :
Математическая
копилка
(газеты, детские журналы), для составления задач.
Какие
слова Поиск в таблице (9 • 9) слов, связанных с математикой.
спрятаны
в
таблице?

20

«Математика
наш друг!»

21

Решай,
отгадывай,
считай

22- В
23 смекалки
24

решаемые
перебором
различных
вари;
— Задачи,
«Открытые» задачи и задания (придумайте вопро
ответьте на них). Задачи и задания по проверке го
решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их зн
действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, <60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно счит
одно число. Там, где необходимо, можно исполь:
скобки.

царстве Сбор информации и выпуск математической газеты (ра(
группах).
Решение и составление ребусов, содержащих
Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Числовые
головоломки

Задачи со многими возможными решениями. Запись ре]
в виде таблицы. Задачи с недостающими данньп
избыточным составом условия. Задачи на доказател
найти цифровое значение букв в условной записи.

25- Мир
26 занимательных
задач

27

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задум
число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электр<
математические
игры
(работа
на
компьк
математические головоломки, занимательные задачи.
по Решение логических, нестандартных задач. Решение

Математические
фокусы
28- Интеллектуальная
29 разминка
30

Блиц-турнир
решению

31
32

33
34

задач

Математическая
копилка
Геометрические
фигуры вокруг нас
Математический
лабиринт
Математический
праздник

имеющих несколько решений.

Математика в спорте. Создание сборника чисх
материала для составления задач
Поиск квадратов в прямоугольнике 2-5 см (на клет
части листа). Какая пара быстрее составит (и зар]
геометрическую фигуру?
Интеллектуальный марафон. Подготовка к междунаро,
конкурсу «Кенгуру».
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-сме)
Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Календарно-тематическое планирование «Занимательная математика»
3 КЛАСС

№
1
2
3
4
5-6
7
8-9
10
11-

Тема
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
2
1
2

Дата
проведения

12
Математические фокусы
13
14
Математические игры
15
Секреты чисел
16
Математическая копилка
17
Математическое путешествие
18
Выбери маршрут
Числовые головоломки
19
20- В царстве смекалки
21
22
Мир занимательных задач
23
Геометрический калейдоскоп
24
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
25
26- От секунды до столетия
27
28
Числовые головоломки
29
Конкурс смекалки
30
Это было в старину
31
Математические фокусы
32Энциклопедия математических развлечений
33
34
Математический лабиринт
Итого: 34 ч

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1

Календарно-тематическое планирование «Занимательная математика»
4 КЛАСС

№

Тема

1

Интеллектуальная разминка
Числа-великаны
Мир занимательных задач
Кто что увидит?
Римские цифры
Числовые головоломки
Секреты задач
В царстве смекалки

2
3
4
5
6
7
8

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

9
10-11
12
13
14
15-17
18
19
20
21
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34
Итого:

Математический марафон
«Спичечный» конструктор
Выбери маршрут
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Занимательное моделирование
Математическая копилка
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай
В царстве смекалки
Числовые головоломки
Мир занимательных задач
Математические фокусы
Интеллектуальная разминка
Блиц-турнир по решению задач
Математическая копилка
Геометрические фигуры вокруг нас
Математический лабиринт
Математический праздник
34 ч

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 805 57 90

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».