РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ» Утверждаю: Директор М К О У РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности основного общего образования по курсу «Финансовая грамотность» для 5,6 классов за 2023/2024 учебный год с. Шинкбалакада 2023 г. Пояснительная записка Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность» Программа по предметной области «Финансовая грамотность» для 5-6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); Единой рамки компетенций по финансовой грамотности; проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»; стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017— 2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р; требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность» Целями изучения учебного курса являются: - удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; - приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; - воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Место курса « Ф и н а н с о в а я г р а м о т н о с т ь » в учебном п л а н е Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориентиров в области повышения финансовой грамотности на уровне основного общего образования. 29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». 30-34. Резервные часы 30-34. 6 класс, 34 часа Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов). Основные понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Темы занятий: 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 2. Что такое налоги и почему их надо платить. 3. Какие бывают налоги. 4. Учимся считать налоги. 5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». 6. Сравниваем налоги граждан разных стран. 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. 8. Как работает налоговая служба. 9. Учебные мини-проекты «Налоги». 10. Что такое социальные пособия и какие они бывают. 11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15. Обобщение результатов изучения модуля 3. 16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 часов). Основные понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнесплан, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Темы занятий 17. Для чего нужны банки. 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 19. Какие бывают вклады. 20. Что такое кредиты и надо ли их брать. 21. Изучаем сайт Центрального банка РФ. 22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 24. Как работает банк. 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». 26. Что мы знаем о бизнесе. 27. Как открыть фирму. 28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму». 30. Что такое валюта и для чего она нужна. 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. 32. Обобщение результатов изучения модуля 4. 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». 34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образования Личностные результаты - первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной картины мира); - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности; - осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения; - проявление уверенности при оплате простых покупок; - мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене; - готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг; - мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям расходов. Метапредметные результаты Познавательные - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; - умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; - выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; - установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; - построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); - умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; - владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные - анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. В курсе «Финансовая грамотность» использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня. По результатам итогового оценивания будет сделан один из трёх выводов: 1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»); 2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»); 3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена. Формы промежуточной аттестации: Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу. № Тема 1 Почему важно развивать свою финансовую грамотность 2 От чего зависит благосостояние семьи Тематическое планирование 5 класс (34 часа) Основные виды Основное содержание деятельности обучающихся Введение в курс «Финансовая грамотность» Описывать обязательные знания Формировать представление о том, что финансово грамотный и умения, необходимые человек: для приобретения финансовой - управляет движением денег с грамотности помощью бюджета; - планирует свои расходы таким образом, чтобы они не превышали доходы; - делает сбережения на будущее; - создаёт финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных ситуаций; - бережливо и экономно относится к деньгам. Учащиеся должны сделать Объяснять, от чего зависит следующие выводы: финансовое благосостояние 1. Благосостояние семьи человека. наличие у семьи необходимых Понимать зависимость доходов семьи относятся: выручка от продажи продуктов из личного подсобного хозяйства, премия, деньги, подаренные на день рождения, и т. п. Источники доходов бывают регулярными и нерегулярными, а также могут быть разовыми. Чем больше у семьи разных источников доходов и чем сами доходы выше, тем выше благосостояние семьи, тем комфортнее такая семья может жить. 8 Учимся считать семейные доходы Практическое занятие 9 Исследуем доходы семьи Мини-исследование 10 Учебные мини-проекты «Доходы семьи» Защита проектов 11 Как появляются расходы семьи Расходы семьи, обязательные расходы. Постоянные и переменные расходы, общие и личные, запланированные и непредвиденные 12 Учимся считать семейные расходы От чего зависят расходы семьи, общая сумма расходов семьи за определенный период времени. Как рассчитать обязательные Формировать представление о том, что суммарный доход семьи за определённый период подсчитывается путём сложения всех денежных поступлений в семью за этот период. Чтобы подсчитать средний доход на одного члена семьи, надо суммарный доход разделить на количество членов семьи. Прийти к выводу, что исследование доходов семьи включает следующие этапы: определение проблемного вопроса о доходах семьи, на который надо найти ответ, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и обобщение выводов по результатам работы Сделать выводы: 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? Формировать представление о том, что расходы семьи - это то, что семья тратит. К обязательным расходам относятся те, без которых нельзя обойтись. Это расходы на товары и услуги первой необходимости, обязательные платежи. Расходы семьи могут быть постоянными (регулярными) и переменными, общими и личными, запланированными и непредвиденными Формировать представление о том, что расходы каждой семьи зависят от уровня дохода, её потребностей и финансовых договором страхования, который заключается между страхователем и страховщиком. Страхование бывает личным, имущественным и страхованием ответственности. 23 Ролевая игра Занятие-игра «Страхование» 24 25 26 27 28 29 непредвиденных жизненных ситуаций. Формировать представление о том, что распределение расходов в семейном бюджете на страхование должно обеспечить защиту интересов всех членов семьи. Выбирая виды добровольного страхования, надо учитывать разные факторы риска, которым подвержена семья. Исследуем,что застраховано в семье и сколько это стоит Как определить надёжность страховых компаний Мини-исследование Как работает страховая компания Учебные мини-проекты «Страхование» Учебная экскурсия Обобщение результатов изучения модуля 2 Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Контроль знаний Рейтинг страховых компаний. Надежность страховой компании. Договор страхования. Защита проектов Выставка портфолио Учебные исследования в области финансов - один из способов получения новых знаний. Формировать представление о том, что выбор страховых услуг начинается с определения надёжности страховой компании. 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? «Кто готов поделиться своими личными достижениями по итогам изучения модуля о страховании? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, е с л и п о я в и л и с ь н о в ы е вопросы?» 30 31 32 33 34 № 1 Резервные Резервные Резервные Резервные Резервные часы часы часы часы часы Тема Человек Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 6 класс (34 часа) Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся и государство: как они взаимодействуют Формировать представление о Что такое финансовая понимание сущности налогов, независимость. Роль государства в предоставлении определение их роли в жизни общества; финансовой независимости. осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов изучения модуля 3. Учебный мини-проект Урок проверки знаний рекомендуется на основе предложений самих учащихся. Развитие навыков проектной деятельности. Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащихся, приобретённых в ходе изучения модуля 3. Презентация портфолио Мастерская портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Для чего нужны банки. Кредитные организации и их Понимание значения роль в жизни семьи. банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций Почему хранить Виды банковских услуг. Объяснять, как можно сбережения в банке пользоваться основными выгоднее, чем дома. банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи Какие бывают вклады. Вклады. Виды вкладов. Перечислять основные Процент по вкладу. Какую банковские услуги (сбережения, роль они могут сыграть для вклад, кредит, инвестиции) семейного бюджета. Что такое кредиты и надо Главные признаки кредита. Считать проценты по вкладам ли их брать. Процент по кредиту. (кредитам) на простых примерах Изучаем сайт Основное задание связано с Центрального банка РФ. выходом в Интернет и анализом сайта. Исследуем, какими Мини-исследование Более подробное банковскими услугами знакомство с основными пользуется семья. этапами мини-исследования, содержанием каждого этапа и промежуточными результатами. Как избежать финансовых Что такое финансовая потеря, Что сегодня вы добавили к потерь и увеличить как ее избежать. своей финансовой грамотности? доходы. Какие новые знания открыли? Как работает банк. Экскурсия 1. Как работает банк? Какие задачи он решает? 2. Какие услуги банк оказывает физическим лицам? 3. Какие виды вкладов предлагает банк и каковы процентные ставки по ним? Учебные мини-проекты Учебный мини-проект «Банковские услуги для семьи». Что мы знаем о бизнесе. 1. Что такое бизнес? Осознание того, что ответственность за все 2. Зачем человек открывает финансовые риски несёт собственное дело? владелец бизнеса; понимание 3. Чего больше при ведении преимуществ и рисков собственного бизнеса — предпринимательской выгоды или рисков? деятельности; умение сравнивать возможности изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. полученных в процессе изучения курса «Финансовая грамотность».