РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ» Утверждаю: Директор МКОУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности основного общего образования по курсу «Театр в школе» для 5 класса за 2023/2024 учебный год с. Шинкбалакада 2023 г. Программа внеурочной деятельное™ «Здравствуй ,театр» для учащихся 5класса 1 . П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А ЗАПИСКА Статус документа Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом об образовании от 29.12.12. № 273; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897); -Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Программой формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Занятия в школьном кружке «Театр и мы» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Структура программы В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана для учащихся 5 класса, на 1 год обучения. На реализацию театрального курса «Театр и мы» отводится 34 ч в год (1 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интернет-ресурсы, посещение спектаклей. Особенности реализации программы: Программа включает следующие разделы: 1. Театральная игра 1. Культура и техника речи 3. Ритмопластика 4. Основы театральной культуры 5. Работа над спектаклем, показ спектакля Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. 2.Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся должны знать - правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; - виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); - чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; - наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся должны уметь - владеть комплексом артикуляционной гимнастики; - действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; - произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; - произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; - произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; - читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; - строить диалог с партнером на заданную тему; - подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний а ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственноэтический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; - этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: - пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - сочинять этюды по сказкам; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 3.Учебно-тематический план на год N п\п Содержание программы Всего часов 1. Вводные занятия 1 2. Театральная игра 5 3. Культура и техника речи 6 4. Ритмопластика 3 5. Основы театральной культуры 3 6. Работа над спектаклем, показ спектакля 15 7. Заключительное занятие Итого: 1 34 4.Содержание программы (34 часа) Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. (1 час) Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр - экспромт»: «Колобок». -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами г.Москвы, Г.Владимира (презентация) 2 раздел. ( 5 часов) Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества. 3 раздел. ( 3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 5 раздел. ( 3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 6 раздел. ( 1 5 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - о т этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 7 раздел. (1 часа) Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Календарно-тематическое планирование курса «Театр и мы» № урока Тема Основное содержание занятия Кол-во Формы и часов методы работы Вид деятельности 1 Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр - экспромт»: «Колобок». 1 беседа Решение организационных вопросов. 2 Здравствуй, театр! Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». 1 Фронтальная работа Просмотр презентаций Знакомство с театрами Москвы, Владимира (презентация) 3 Театральная игра Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. 1 Знакомство с правилами поведения на сцене Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. 4-5 Репетиция постановки Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах», 2 Индивидуальная работа Распределение ролей «Разбилась любимая мамина чашка». 6 В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами «Объяснялки» 1 Индивидуальная работа Показ презентации «Пословицы в картинках» 7 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. 1 Словесные формы работы Презентация «Виды театрального искусства» Электронная презентация «Правила поведения в театре» Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. 8 Правила поведения в Познакомить детей с правилами поведения в театре театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему 1 игра 9-11 Кукольный театр. Мини-спектакпь с пальчиковыми куклами. 3 Отработка дикции 12 Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание 1 Индивидуальная работа соревнование 13 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». Викторина по сказкам 1 Фронтальная работа Отгадывание заданий викторины 14-16 Инсценирование мультсказок Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. 3 Фронтальная работа Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, 1 Групповая работа, Дети самостоятельно По книге «Лучшие мультики малышам» 17 Театральная игра наблюдательность. словесные методы разучивают диалоги в микрогруппах 1 Групповая работа, поисковые методы Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. 18 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения 19-21 Инсценирование народных сказок о животных. Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 3 Фронтальная работа, словесные методы Работа с текстом сказки: распределение ролей, репетиции с пальчиковыми куклами 22 Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 1 Индивидуальная работа Конкурс на лучшего чтеца 23 Театральная игра Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. 1 Групповая работа. Методы поисковые, наглядные Разучиваем игрыпантомимы 24-27 Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 4 Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита 28-29 Культура и техника речи Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1 .Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2 Словесные и наглядные методы. Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки Инсценирование постановки Групповая работа 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 30 Ритмопластика Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 1 Наглядные методы Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики 31-33 Инсценирование постановки Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ 3 Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита 34 Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 1 Фронтальная работа. Словесные методы «Капустник» показ любимых инсценировок Итого: 34 5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса о Музыкальный центр; е музыкальная фонотека; в аудио и видео кассеты; ° С Д - диски; о костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; о элементы костюмов для создания образов; о пальчиковые куклы; о сценический грим; о видеокамера для съёмок и анализа выступлений, о Электронные презентации «Правила поведения в театре» «Виды театрального искусства» о Сценарии сказок, пьес, детские книги.