РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ» Утверждаю: Директор МКОУ «Шинкбалакакдинская ООШ» Приказ № 6-Д от 31 августа 2023 года Алиев И.М. М.П. подпись РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности основного общего образования по курсу «Театр в школе» для 8 класса за 2023/2024 учебный год с. Шинкбалакада 2023 г. Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности по курсу «Мир театра» для 8класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Театр делает жизнь школьников разнообразной и увлекательной, приобщает их к литературе и творчеству, прививает любовь кобыденным школьным событиям. С его помощью возможно сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя и в качестве актеров, и в качестве зрителей. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Актуальность В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Цель программы:создание условий для развития и саморазвития творческого потенциала ребенка средствами театральной педагогики и искусства, воспитание в детях добра, любви к ближнему, родной земле. Задачи: -знакомство детей с основами театральной к у л ь т у р ы ; - поэтапное освоение детьми различных видов творчества; - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству другие. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана для учащихся 8 класса, на 1 год обучения. На реализацию театрального курса отводится 34 ч в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина. Общая характеристика курса В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на духовно-нравственное развитие учащихся. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - все это, возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественновоспитательных задач. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят учащихся в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры учащихся. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игрупражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты. У учащихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; 6 раздел. (20 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. 7 раздел.(1 час) Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Календарно-тематическое планирование курса № Тема Основное содержание занятия Формы и методы работы 1 Вводное занятие. (1ч.) Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. беседа 2 Основы театральной культуры(4ч.) Знакомство с понятием «театр», культурой поведения в театре. Фронталь ная работа текущий Здравствуй, театр! Знакомство с театрами Самары. Возможн о использов ание Интернетресурсов 3 Правила поведения в театре и на сцене Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему игра Ролевая игра: «Мы в театре» Правила диалога 4 Основы театральной культуры Музыкальные пластические игры и упражнения. Отработка сценического движения. Группова я работа, поисковы е методы фонохрес томатия 5 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Словесны е формы работы Интернет - ресурсы уро ка Виды контроля Примечан ие Понятие «экспром т» Индивиду альная Осанка, походка, бой, падение. 20 Костюм и логика поведения. Выбор костюмов Фронталь ная работа Костюмерный цех театра. 2122 Работа с музыкантом, художником, хореографом. Подбор музыки, декораций, хореографических композиций Фронталь ная работа 2328 Репетиция постановки пьесы Работа над темпом, громкостью, мимикой. Индивиду альная работа 2931 Показ спектакля с последующим обсуждением Постановка на сцене Группова я работа 3233 Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональны Просмотр спектаклей Группова я работа Итоговый Интернет - ресурсы Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Фронталь ная работа. Словесны е методы Заключит ельный Просмотр фото и видеозапи си выступле ний детей в течение года Текущий х театров и самодеятельных коллективов. 34 Заключительное занятие. (1ч.) Итого: Материально-техническое обеспечение образовательного процесса о Музыкальный центр; • музыкальная фонотека;