РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Ш ИНКБ А Л АК АДИЫСК АЯ ООШ» 368295 с. Дубримахи shinkbalakada@mail.ru тел. Приложение № 1 к приказу № 4-Д/1 от 29 августа 20223 года Рассмотрено: На заседании педагогического совета МКОУ «Шинкбалакадинская ООШ» Директор АлиевИльяс Магомедович Прото1£бл До 1 OT/YP августа 2023 года Утверждаю: Директор МКОУ «Шинкбалакадинская ООШ» АлиевПриказ № 4- УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1-4-х классов начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО 3-го поколения на 2023 - 2024 учебный год Акушинский муниципальный район Республика Дагестан с. Шинкбалакада 2 0 2 3 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа" (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа", разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа" начинается 01.09.2023 г. и заканчивается 26.05.2024 г. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах - 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 - 4 классах - 26 часов . Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в н е д е л ю -5 уроков. - для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). - Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 6-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа" языком обучения является Русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа". Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пояснительная записка В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на решение следующих задач: в обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоение основной образовательной программы начального общего образования; а обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 0 оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 0 улучшить условия для развития ребенка; и учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности; Направление Решаемые задачи СпортивноВсесторонне гармоническое развитие личности ребенка, оздоровительное формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья Общекультурное Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций ДуховноПривитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, нравственное формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. Общеинтеллектуальное Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями , способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора. Социальное Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально- значимой деятельности. Формы организации внеурочной деятельностью: экскурсии, соревнования, беседы, выставки, деловые игры. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования школа определяет самостоятельно. Планирование внеурочной деятельности Внеурочная деятельность включается в образовательную программу школы из расчета 5 часов в неделю. Внеурочная деятельность организована учителями школы, имеющими необходимую квалификацию. Объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляет 1350 часов. Распределение часов внеурочной деятельности на каждый год начального общего образования осуществляется с учётом интересов обучающихся и возможностей школы. В качестве организационной модели внеурочной деятельности в школе выбрана оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) в сочетании с моделью взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Нормативно правовая основа: 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (введён в действие приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями от 18 июля 2022 года № 569)). 2. Письмо Департамента общего образования МинОбрНауки России от 12 мая 2011 года №03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования». 3. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 года N 09-1672 Педагогическое обеспечение: Деятельность Административнокоординационная Консультативнометодическая Информационноаналитическая Организационная Функции Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах введения, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов введения, вырабатывает рекомендации на основании результатов введения Обеспечивает: предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний, оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по введению ФГОС Выносят решения по результатам введения ФГОС нового поколения, информируют об эффективности ФГОС Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую Ответственные Директор школы, Заместитель д и р е к т о р а пл УВР Заместитель директора по УВР Педагогический совет, школьное МО Задействованные педагоги школы деятельность учащихся, о б е с п е ч и в а ю т взаимодействие с родителями Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами; • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; и организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Материально-техническое обеспечение Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия: все кабинеты начальных классов, оборудованные компьютерной техникой, проекторами, интерактивной доской. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, кабинетом музыки с музыкальной техникой, библиотекой, читальным залом, спортивной площадкой. Результаты внеурочной деятельности Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Уровни результатов внеурочной деятельности Третий уровень Первый уровень Второй уровень Школьник Школьник ценит Школьник знает и понимает самостоятельно общественную жизнь общественную жизнь (1 класс) действует в (2-3 классы) общественной жизни (4 класс) Формирование Получение Приобретение школьником позитивных отношений школьником опыта социальных знаний (об школьников к базовым самостоятельного общественных нормах, об ценностям общества социального устройстве общества, о социально (человек, семья, действия. одобряемых и неодобряемых Отечество, природа, формах поведения в обществе и мир, знание, труд, т.п.), понимание социальной реальности и п о в с е д н е в н о й жизни. культура). Промежуточная аттестация внеурочной деятельности осуществляется на основе конкурса «Портфолио» без оценивания учащихся по пятибалльной шкале. УЧЕБНЫЙ ПЛАН H 0 Q Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа" Предметная область Русский язык и Литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Количество часов Промежуточн Учебный предмет в неделю ая аттестация I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык 5 5 5 20 Диктант 5 Литературное чтение 3 3 3 3 12 Контр, работа Родной язык 1 2 2 2 7 Диктант Литературное чтение на родном языке 1 1 1 1 4 Контр, работа 2 2 2 6 Контр, работа Иностранный язык Английский язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура иого Математика 4 4 4 4 16 Контр, работа Окружающий мир 2 2 2 2 8 Контр, работа 1 1 Контр, работа Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология 1 1 1 1 4 Зачет 1 1 1 1 4 Зачет 1 1 1 1 4 Зачет Физическая культура 2 2 2 2 8 Зачет 94 21 24 24 25 Част, фо рмируемая участниками образовательных отношений Русский язык и 1 2 1 Литературное Литературное чтение чтение Математика и 3 1 1 1 Математика информатика 2 2 1 0 ИТОГО 99 21 26 26 26 ИТОГО недельная нагрузка 33 34 34 34 Количество учебных недель 693 884 884 884 3345 Всего часов в год ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОО Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шинкбалакадинская основная общеобразовательная школа" Учебные курсы Разговоры о важном Чудеса окружающего мира В мире книг Занимательная математика ИТОГО недельная нагрузка I 1 1 Количество часов в неделю II IV III 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Всего 4 1 1 1 7