РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН «АКУШИНСКИЙ РАЙОН» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ» Утверждаю: Директор МКОУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности начального общего образования по курсу «ЧУДЕСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» для 2 класса за 2023/2024 учебный год с. Шинкбалакада 2023 г. Пояснительная записка С первого года обучения в начальной школе учащиеся попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть о т т о г о , насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному общению учащихся с природой. Именно целенаправленная работа с учащимися 2 класса способствует вовлечению учащихся в мир окружающей природы, накоплению учащимися краеведческих знаний. Большую роль играет природоведческая работа в нравственном воспитании школьников. "Природа - великая воспитательница",- говорил К.Д. Ушинский. Она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием её законов и обязательным участием в её преобразовании. Система работа по данной программе активно способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Всё это подчёркивает актуальность данной программы. Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для учащихся 1 класса. Может быть использована пропедевтическим курсом к программе внеурочной деятельности «Моя первая экология» для учащихся 2-4 классов из Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана Граф, 2014. — 192с. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность». В основе программы курса «Чудеса окружающего мира» лежит системно-деятельностный подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту. Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической культуры. В задачи курса входит: о расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих способностей, коммуникативных компетенций; о воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения; о формирование потребности в самопознании и саморазвитии; о воспитание активности личности, культуры общения и поведения о развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской деятельности. в социуме. Объём занятий в 2 классе - 33 часа Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Ценностные ориентиры содержания программы - развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; - развитие представлений о методе познания природы - наблюдении; - развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; -формирование элементарных умений, связанных с выполнением наблюдений; -формирование представлений о природе как ценности; - вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения(своего села, района, края); -изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе. Личностные результаты освоения программы: - любознательность и интерес к изучению окружающего мира ; - умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами; - осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей среды; - мотивация дальнейшего изучения природы. Метапредметные результаты освоения программы: - овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; - овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д. - коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе пары, группы; - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам наблюдений. Предметными результатами являются: -наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе; -сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком; -владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно -следственные связи. В содержание включены сведения о методах познания природы (наблюдение) Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию. Практическая значимость программы внеурочной деятельности курса «Чудеса окружающего мира» обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Организованные наблюдения в ходе работы помогают воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствуют развитию речи. Активное изучение природы в результате наблюдений учит школьников любить природу и участвовать в её охране. Содержание программы 2 класс. Чудеса окружающего мира. 1.Удивительный мир растений. (10 ч) Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ. Речевые умения: рассказ - описание, рассказ - рассуждения. Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи. Коммуникативные умения: правила совместной деятельности 2.Секреты животного мира (10 ч) Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы - дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери - млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания. Речевые умения: рассказ - описание. Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных. Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации. Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры. З.Загадочная вода (8 ч) Вода - чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки - малышки «Загадки воды». Речевые умения: рассказ - рассуждение. Интеллектуальные действия: установление причинно - следственных связей в природе, анализ, обобщение. Познавательные действия: наблюдения. 4.Тайны неба (5 ч) Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету. Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений. Познавательные умения: моделирование В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании. Предполагаемые Личностные результаты реализации программы: результаты Создание условий для формирования следующих умений: - проявлять интерес к окружающей природе; - самостоятельно определять и объяснять свои ощущения и чувства, возникающие в результате наблюдений; -осознавать уязвимость, хрупкость природы понимать положительные и отрицательные последствия деятельности человека; Метапредметные результаты Коммуникативные УУД -учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать предложенную проблему. Регулятивные УУД - с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности; - учиться проговаривать последовательность своих действий; - учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе работы с иллюстрациями; - учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку деятельности. Познавательные УУД - наблюдать объекты природы и связи человека с природой; -сравнивать, анализировать, группировать объекты природы; - с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от известных знаний и понятий; - делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы. Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, интересным фактам, загадкам природы; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе. Результаты второго уровня: Приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе. Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании. Формы контроля: -обобщающие занятия, - творческие проекты; - выставки творческих работ Примерное тематическое планирование "Чудеса окружающего мира" № Тема занятия Общее кол-во Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) часов Раздел. Удивительный мир растений (10ч) 1-2 Деревья и кустарники 2 3-4 Травянистые растения 2 5-6 Загадки хвойных растений 2 Классификация Наблюдения: характеристика основных признаков различных растений. Описание растений. Замечать разнообразие цвета и формы в природе растений 7 Живые витамины 1 Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями. 8 Цветник на окне 1 Коммуникативная деятельность: Игра 9- Творческий проект «Давайте 10 познакомимся» 2 Обсуждать полученную информацию Раздел. Загадочная вода (8ч) 11 Вода - чудо природы 1 12 Сколько воды на Земле. 1 13 Как падает дождевая капля? 1 14 Что такое снег. 1 15 Туман и изморозь 1 16 Роса и град. 1 Наблюдать удивительные превращения воды. Проводить наблюдения за явлениями природы; Проводить опыты с помощью учителя и членов семьи Обсуждать полученную информацию. Учиться доносить информацию в выступлениях Коммуникативная 17- 18 Выполнение творческого проекта. деятельность: работа в группах, парах 2 Изготовление книжки-малышки "Загадки воды" Раздел. Секреты животного мира (10ч) 19 Птицы нашего села. 1 20- Птицы зимой 22 2 23 Зачем птицам клюв 1 24 Рыбы - дети воды 1 25 Аквариум и его обитатели 1 Наблюдать удивительные факты из ЖИЗНУ животных. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство Различать звуки природы Проводить наблюдения. Обсуждать полученную информацию. 26 Звери - млекопитающие 1 Учиться доносить информацию в выступлениях 27 Жизнь насекомых 2 Коммуникативная деятельность: работа в группах, парах Раздел. Тайны неба (5 ч) 29 Загадочные планеты. 1 Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками, членами семьи. 30 Почему Солнце светит и греет. 1 Находить интересные сведения в справочной и дополнительной литературе с помощью учителя и членов семьи. 31 Секреты Луны. 1 Обсуждать коллективно, полученную информацию. Коммуникативная 32 Почему луна выглядит по - разному? 1 33 Творческий проект «Будем беречь нашу планету» 1 деятельность: работа в группах, парах