Программа ВД - Чудеса окружающего мира 2 кл. за 2023-2024 уч. год

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
«АКУШИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШИНКБАЛАКАДИНСКАЯ ООШ»

Утверждаю:
Директор МКОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности начального общего образования
по курсу «ЧУДЕСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
для 2 класса за 2023/2024 учебный год

с. Шинкбалакада
2023 г.

Пояснительная записка
С первого года обучения в начальной школе учащиеся попадают в мир знаний о природе.
Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть о т т о г о , насколько прочным
окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство
любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Среди средств познания
природы ведущее место принадлежит непосредственному общению учащихся с природой.
Именно целенаправленная работа с учащимися 2 класса способствует вовлечению учащихся
в мир окружающей природы, накоплению учащимися краеведческих знаний. Большую роль
играет природоведческая работа в нравственном воспитании школьников.
"Природа - великая воспитательница",- говорил К.Д. Ушинский. Она помогает воспитанию
высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой
природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием её законов и
обязательным участием в её преобразовании. Система работа по данной программе активно
способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе. Всё это
подчёркивает актуальность данной программы.
Программа внеурочной деятельности курса "Чудеса окружающего мира" разработана для
учащихся 1 класса. Может быть использована пропедевтическим курсом к программе
внеурочной деятельности «Моя первая экология» для учащихся 2-4 классов из Сборника
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана Граф, 2014. — 192с.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа
реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
В основе программы курса «Чудеса окружающего мира» лежит системно-деятельностный
подход, который создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися
новых знаний, умений, компетенций и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся
их возрасту.
Целью является формирование устойчивого интереса к окружающему миру, его загадкам,
интересным фактам, ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания
основ экологической культуры.
В задачи курса входит:
о

расширение кругозора, наблюдательности, мышления, развитие творческих
способностей, коммуникативных компетенций;

о

воспитание бережного отношения к природе, формирование навыков экологически
грамотного поведения;
о

формирование потребности в самопознании и саморазвитии;

о

воспитание активности личности, культуры общения и поведения

о

развитие познавательного интереса к проектной и исследовательской
деятельности.

в социуме.

Объём занятий в 2 классе - 33 часа
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со
школьниками.
Ценностные ориентиры содержания программы
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие представлений о методе познания природы - наблюдении;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

-формирование элементарных умений, связанных с выполнением наблюдений;
-формирование представлений о природе как ценности;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного
окружения(своего села, района, края);
-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе.
Личностные результаты освоения программы:
- любознательность и интерес к изучению окружающего мира ;
- умение выражать своё отношение к миру природы различными средствами;
- осознание ответственного отношения к природе и необходимости сохранения окружающей
среды;
- мотивация дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение элементами учебной деятельности, развитие умения ставить цели и планировать
личную учебную деятельность;
- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в
соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в
различной знаковой форме - в виде таблиц, рисунков и т.д.
- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение
диалога и участие в работе пары, группы;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей
младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели наблюдения,
составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам
наблюдений.
Предметными результатами являются:
-наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, об
изменениях природной среды под воздействием человека, осознание соблюдения норм и
правил безопасного поведения в природе;
-сформированность представлений об экологии как направлении изучения взаимосвязей и
взаимодействий между природой и человеком;
-владение навыками ухода за комнатными растениями, за обитателями живого уголка, за
домашними питомцами;
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и
искусства;
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника.
Познание природы требует осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В
качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего
окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитие у школьников наблюдательности, умения
устанавливать причинно -следственные связи. В содержание включены сведения о методах
познания природы (наблюдение)
Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения
прочных знаний. Содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с
обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательная функция заключается в формировании у школьников необходимости
познания окружающего мира, гуманного отношения к природному окружению. Обучение и

воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы
младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
Практическая значимость программы внеурочной деятельности курса «Чудеса окружающего
мира» обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности. Организованные наблюдения в
ходе работы помогают воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствуют
развитию речи. Активное изучение природы в результате наблюдений учит школьников
любить природу и участвовать в её охране.

Содержание программы
2 класс. Чудеса окружающего мира.
1.Удивительный

мир растений. (10 ч)

Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений.
Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за
комнатными растениями. Выполнение творческих работ.
Речевые умения: рассказ - описание, рассказ - рассуждения.
Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные умения:

правила совместной деятельности

2.Секреты животного мира (10 ч)
Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы - дети воды. Аквариум и его
обитатели. Жизнь насекомых. Звери - млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных
своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от
условий обитания.
Речевые умения: рассказ - описание.
Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.
Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.
Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.
З.Загадочная вода (8 ч)
Вода - чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег?
Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов.
Изготовление книжки - малышки «Загадки воды».
Речевые умения: рассказ - рассуждение.
Интеллектуальные действия: установление причинно - следственных связей в природе,
анализ, обобщение.
Познавательные

действия:

наблюдения.

4.Тайны неба (5 ч)
Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты
отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.
Интеллектуальные умения: анализ и сравнение результатов наблюдений.
Познавательные

умения:

моделирование

В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы и
игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить
деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.

Предполагаемые
Личностные

результаты

реализации

программы:

результаты

Создание условий для формирования следующих умений:
- проявлять интерес к окружающей природе;
- самостоятельно определять и объяснять свои ощущения и чувства, возникающие в
результате наблюдений;
-осознавать уязвимость, хрупкость природы понимать положительные и отрицательные
последствия деятельности человека;
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно выявлять и обсуждать
предложенную проблему.
Регулятивные УУД
- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;
- учиться проговаривать последовательность своих действий;
- учиться проговаривать своё предположение на основе увиденного в природе и на основе
работы с иллюстрациями;
- учиться совместно с другими учениками и педагогом давать эмоциональную оценку
деятельности.
Познавательные УУД
- наблюдать объекты природы и связи человека с природой;
-сравнивать, анализировать, группировать объекты природы;
- с помощью педагога анализировать предлагаемое задание, отличать новые знания от
известных знаний и понятий;
- делать выводы о результате деятельности своей и совместной работы.
Результаты первого уровня: интерес учащихся к окружающему миру, интересным
фактам, загадкам природы; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе
нормах отношения к природе.
Результаты второго уровня: Приобретение учащимися знаний об экологическом
движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной
творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки
информации; развитие ценностных отношений школьника к родной природе.
Результаты третьего уровня: учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления по интересующим вопросам; опыт
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
В ходе реализации программы уместно использовать приёмы активного обучения, конкурсы
игры экологической и краеведческой направленности, которые позволяют разнообразить
деятельность, реализовать системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.

Формы контроля:
-обобщающие занятия,
- творческие проекты;
- выставки творческих работ

Примерное тематическое планирование
"Чудеса окружающего мира"
№

Тема занятия

Общее
кол-во

Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)

часов
Раздел. Удивительный мир растений (10ч)
1-2 Деревья и кустарники

2

3-4 Травянистые растения

2

5-6 Загадки хвойных растений

2

Классификация

Наблюдения: характеристика основных
признаков различных растений. Описание
растений. Замечать разнообразие цвета и
формы в природе
растений

7

Живые витамины

1

Моделирование ситуаций безопасного
обращения с растениями.

8

Цветник на окне

1

Коммуникативная

деятельность:

Игра
9- Творческий проект «Давайте
10 познакомимся»

2

Обсуждать полученную информацию

Раздел. Загадочная вода (8ч)
11 Вода - чудо природы

1

12 Сколько воды на Земле.

1

13 Как падает дождевая капля?

1

14 Что такое снег.

1

15 Туман и изморозь

1

16 Роса и град.

1

Наблюдать удивительные превращения
воды.
Проводить наблюдения за явлениями
природы;
Проводить опыты с помощью учителя и
членов семьи
Обсуждать полученную информацию.
Учиться доносить информацию в
выступлениях
Коммуникативная

17-

18

Выполнение творческого проекта.

деятельность:

работа в группах, парах

2

Изготовление книжки-малышки "Загадки
воды"

Раздел. Секреты животного мира (10ч)
19 Птицы нашего села.

1

20- Птицы зимой
22

2

23 Зачем птицам клюв

1

24 Рыбы - дети воды

1

25 Аквариум и его обитатели

1

Наблюдать удивительные факты из ЖИЗНУ
животных.
Иметь представление о том, что у каждого
живого существа своё жизненное
пространство
Различать звуки природы
Проводить

наблюдения.

Обсуждать полученную информацию.

26 Звери - млекопитающие

1

Учиться доносить информацию в
выступлениях

27 Жизнь насекомых

2

Коммуникативная

деятельность:

работа в группах, парах
Раздел. Тайны неба (5 ч)
29 Загадочные планеты.

1

Обмениваться сведениями, полученными
в ходе бесед с учителем, сверстниками,
членами семьи.

30 Почему Солнце светит и греет.

1

Находить интересные сведения в
справочной и дополнительной литературе
с помощью учителя и членов семьи.

31 Секреты Луны.

1

Обсуждать коллективно, полученную
информацию.
Коммуникативная

32 Почему луна выглядит по - разному?

1

33 Творческий проект «Будем беречь нашу
планету»

1

деятельность:

работа в группах, парах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (928) 805 57 90

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».